-> Жизнь Турции -> Турецкая музыка
Турецкая музыка
В Османской империи военные оркестры были
важным элементом штурмовой тактики корпуса янычар.
При Османах в дополнение к традиционной военной
музыке было накоплено богатое музыкальное наследие с культурными
нововведениями. Музыканты, игравшие для женщин, были тоже
женщинами, одетыми в мужские наряды.
Считается,
что янычарское войско было впервые сформировано при султане
Орхане в 1330 году из христианских воинов. В основном это
были славяне - русские, украинцы и болгары. Вот почему музыка
янычарских полков была близка россиянам. Очень быстро янычары
стали наиболее привилегированной частью турецкого войска,
подобной гвардии в странах Европы. А их войсковая музыка стала
символизировать всю турецкую державу.
Особенностью турецкой музыки было практически
полное отсутствие нот. В османский период армянин Хампарсум
Лимонян (1768-1839) создал нотное письмо, однако в то время
больше ценилось запоминание. К несчастью, интерпретации варьировались,
и некоторые первоначальные композиции были забыты, а многие
пьесы утеряны навсегда.
Ашики (народные поэты-музыканты) впервые
появились в Анатолии в XV в. Как и средневековые французские
трубадуры, ашики путешествовали из деревни в деревню, играя
на багламе (щипковый инструмент вроде мандолины) или сазе
(щипковый инструмент, число струн которого варьируется от
6 до 12), и пели сатирические песни на политические и социальные
темы.
Любимый арабами инструмент канун появился
в Турции в VIII в. и завоевал любовь главным образом среди
знатных женщин. Он представляет собой плоскую трапециевидную
цитру с 72 струнами.
Кеман - не что иное, как импортированная
в Турцию европейская скрипка, правда настроенная ре-ля-ре-соль.
Преимущественно турецкий инструмент тамбур представляет собой
лютню с длинной шейкой с 8 двойными струнами, настроенными
ре-ре-до-ля и покрывающими две октавы. Когда на тамбуре играют
смычком, звук получается похожим на звук древнего турецкого
инструмента ребап.
Арабский уд (лютня) является предшественником
всех западных лютен и гитар. У него грушевидный корпус, отсутствуют
лады, а шейка повернута на характерный угол в 60°. У этого
инструмента обычно 11 или 12 струн, настроенных попарно до-соль-ре-ля-ми-ре.
Кеменче - маленькая скрипка с грушевидным корпусом (в Закавказье,
Иране и Афганистане называется кеманча). Когда на ее трех
струнах, настроенных ре-соль-ре, играют ногтями пальцев, она
издает тонкий и пронзительный звук.
Особенно нежный, воркующий звук издавали
маленькие янычарские свирели. Их в оркестре обычно было 3-4.
Кроме них, еще были большие свирели, более громкие, так же
пронзительные поперечные дудки и, конечно же, литавры, огромный
турецкий барабан, тарелки и разных размеров бунчуки и треугольники.
Все эти ударные инструменты впоследствии прочно прижились
в Европе, а большой оркестровый барабан и в наши дни еще иногда
называют турецким.
Особое
место занимают бунчуки. Они представляли собой большой декоративный
колокол, укрепленный на шесте. По краям колокола были прикреплены
маленькие звонкие колокольчики. Сверху колокола - турецкий
полумесяц со звездой. Бунчук встряхивали, и раздавался нежный
звон колокольчиков. Прижились бунчуки в России, как ни странно,
у песенников, которые были в каждом полку. Эти ударные инструменты
сохранялись в России вплоть до так называемой "пролетарской"
революции 1917 года. Такие же бунчуки еще сохранились до сих
пор во Франции, где они называютcя Chapeau chinoise - "китайская
шляпа" из-за формы колокола.
После образования Турецкой республики в 1924 г. появились
школы для учителей музыки, а в 1936 г. - государственная консерватория.
Затем в 1946 г. такими изгнанниками из гитлеровском Германии,
как Хиндемит, были основаны государственная опера и театр.