-> Рассказы о Турции -> Кемер,
"Боран Маре Бич"
Кемер, "Боран Маре Бич"
Были в Турции с 20 по 27 мая 2006 года. Говорят,
самое обалденное время: во-первых, нет такой жары, как летом,
во-вторых, путевки сравнительно недорогие, в-третьих - вода
в море теплая. Анталия, курорт Кемер, поселок Гюйнюк, отель
Боран Маре… Итак, по порядку.
Во-первых, о туроператоре. При подготовке
и выборе тура много путешествовал по Интернету, все сравнивал,
выбирал. Конечно, конкретный отель нам подсказали друзья,
уже в нем отдыхавшие, но все-таки хотелось убедиться, проверить.
Так вот, складывается впечатление, что основная масса отзывов
о туроператорах и отелях пишется не простыми отдыхающими,
а самими же туроператорами или их конкурентами. Настолько
хитроумными, что заказ не всегда угадаешь.
Именно отзывы на сайте заронили сомнение
в выборе туроператора, предложенного турфирмой Навигатор.
Это - Пегас туристик. Отзывы встречались диаметрально противоположные,
а порой и весьма категоричные. В итоге на выбор больше всего
повлияла цена путевки и солидность турагентства Навигатор.
Не могу сказать, что все было идеально. Однако
накладок никаких не было. Вовремя вылетел самолет, во- время
доставили в отель, вовремя появлялся гид при необходимости.
Короче, с туроператором нам повезло. А злопыхательство конкурентов
понятно: когда фирма небольшая и опыта мало, как раз и возможны
всякие накладки. А за клиента надо бороться, и в ход идут
самые нечистоплотные приемы. Отсюда вывод: чем солиднее фирма,
тем надежнее.
Конечно, есть и минусы. Например, при трансфере
- доставке из аэропорта в отель - сопровождавший нас гид,
уроженка братской Украины, разочаровала. Ни знания Турции
и Анталии, ни местных обычаев, ни истории, ни владения языком.
Конечно, трансфер не экскурсия, однако люди, впервые ступившие
на Турецкую землю и во все глаза смотрящие за окно автобуса
с кондиционером - благодарная публика, и познакомить их со
страной очень своевременно и важно! Увы… Поездка прошла практически
в полном молчании. Хотя уж лучше молчание, чем проявления
некомпетентности, безграмотности и отсутствия навыков работы
с людьми!
Единственная экскурсия, на которую нам удалось
потом попасть - концерт симфонической музыки в античном амфитеатре
Аспендос под Анталией. Сам концерт произвел неизгладимое впечатление,
но… Дорога заняла около полутора часов. В автобусе вместе
с туристами ехало 8(!) гидов от Пегаса. Им бы наперебой рассказывать
о самом интересном из истории Турции, хотя бы Аспендоса. Все
было с точностью до наоборот. Мы были поражены их неорганизованностью
и некомпетентностью.
Единственным человеком, пытавшимся работать
с публикой была Маша Красовская. Это наш гид. Остальные -
абсолютный пассив и косноязычие. Непонятно, по каким критериям
выбираются гиды. Видимо, лишь по знанию языков. Потому что
ни знания психологии, ни истории, ни географии, да и вообще
желания что-либо узнать и поделиться с туристами не видно
было. Конечно, все они ребята молодые, красивые, как говорится,
все впереди, однако Пегасу есть чем озаботиться и над чем
поработать.
Прежде чем допускать гидов до работы, я думаю,
надо проводить не только кастинги, но и обучение знанию того,
о чем я говорил выше. А еще ребятам, оторванным от России
и желающим самостоятельно узнать о новой стране, надо хотя
бы предоставлять соответствующую литературу. Тем более, что
она уже выпущена, и в магазинах Москвы есть.
Теперь об отеле. Боран Маре - клубный отель.
Это, оказывается, значит, что развлечения в нем по полной
программе: с утра до вечера, в бассейнах, в море, на эстраде,
на площадке… В отличие от огромных отелей, предлагающих только
апартаменты и… массу возможностей для саморазвлечения. Итак,
HV-1- это было здорово. И никакого навязывания: каждый отдыхал
так, как хотел.
Анимация и для детей, и для взрослых - на
приличном уровне. Забавно было смотреть, как девушка-аниматор
зажигала детей смесью русских, немецких и турецких фраз. А
дети - народ благодарный, отзывались на это с азартом. Запомнилось
общение с фотографом – папарацци, как он сам себя называл.
Номер мы просили тихий, подальше от тусовок
и дискотек. Такой нам и предоставили в отдаленном бунгало.
Персонал на рецепшене доброжелательный, некоторые хорошо говорят
по-русски, некоторые не очень, однако стараются помочь всегда.
Много выходцев из СНГ, и это приятно. Хорошо работали Надя,
Оля, не говоря уже о Маше Красовской (это наш гид).
Маше - наш отдельный респект. Она всегда
подсказывала правильное решение в сложных ситуациях, была
доброжелательна и предупредительна. Во многом она создала
хороший имидж Пегаса в наших глазах. Да и вообще она очень
интересный человек: грамотный, образованный, а главное, что
подкупило в ней - желание больше узнать о Турции, ее обычаях
и истории, чтобы поделиться потом этим знанием с туристами.
Поражала чистота территории отеля: постоянно
протирались дорожки, постригалась трава на газоне, убирался
мусор, листва, упавшая с деревьев. Персонал работал незаметно,
но эффективно, при встрече приветствовали и пропускали, я
бы сказал, подобострастно… Для нас, привыкших к российскому
хамству это был шок. Но скоро он уступил место чувству собственного
достоинства. Эх, чтоб нам так жить! По-человечески!
Хозяин отеля, Азиз-бей - симпатичный статный
мужчина, доброжелательный, улыбчивый, харизматичный. Похоже,
он справляется со своим хозяйством, настолько хорошо вышколен
персонал и четко организовано все в отеле. Сразу хочу сказать,
что мнение наше субъективное. Это не снобизм зажравшихся российских
нуворишей, не обалдение колхозников с зарплатой в 500 бумажных.
Мы - средний класс, ИТР.
Кстати, о валюте. В Кемере в ходу как доллары
и евро, так и их родные лиры. За один доллар дают примерно
1,2 лиры. Кстати новые лиры вполне удобны при расчетах, миллионов
у них уже год как нет. Обменники рубли принимают нормально,
только вот надо быть осторожным: при обменных операциях, похоже,
криминальные личности отслеживают незаметно со стороны содержание
ваших кошельков, а потом возможны неприятности. К сожалению,
эти личности - не турки, а наши бывшие соотечественники, остро
чувствующие запах денег, а точнее - бывшие гордые сыны Кавказа,
промышляющие на наивных туристах. Сами турки очень озабочены
этим фактом: им важно, сколько туристов привезут в их страну
валюту.
Чтобы не лишиться своих кровных - добрый
вам совет: не шляйтесь в одиночку за пределами отеля, не будьте
слишком доверчивыми, не носите с собой большие суммы, а главное:
не расслабляйтесь, ведь в Турции есть не только турки.
Теперь о кухне. Для нас, не только привыкших
к хамству, но и считающих рубли и копеечки на рынках и в магазинах
такое изобилие и разнообразие блюд, да еще и предлагаемых
на шведском столе в отеле - серьезное испытание. И дело не
только в шоке, который испытываешь, первый раз попав на этот
"праздник жизни". Шок-то проходит, а жадность остается,
порой невозможно себя остановить, настолько все красиво, аппетитно,
порой экзотично, а главное - вкусно. Можно запросто расстаться
со стройной фигурой и долго искать ее потом по приезде домой.
Особая благодарность - дружному коллективу
ресторана! Питание очень разнообразно, много ягод и фруктов,
есть диетические блюда. Всегда можно вкусно и сытно покушать.
Единственно, что вызвало удивление и разочарование - бедный
ассортимент морепродуктов. А те, что были - в основном кислые
и острые. Жареной, печеной или заливной рыбы не было ни разу,
не считая приготовленной на углях, да и та не вызывала энтузиазма:
мелкая, неубедительная. Ни настоящего тунца, ни трески попробовать,
к сожалению, не удалось.
К тому, что соки разведенные, мы были готовы,
прочитав отзывы в интернете, а вот айран порадовал. Вино неплохое,
на наш взгляд. Вообще, если не придираться, с напитками все
нормально. Вкусные лепешки, которые пекла бабушка в шатре,
да еще с айраном - вообще супер!
В отеле было много немцев. Они более дружны
и компанейски чем россияне. Кроме того, более цивилизованы,
чем мы. У них собственная гордость, да и есть, наверное, чем
гордиться. И мы бы гордились собой и своей страной, если бы
наше государство позволяло пенсионерам также ездить по всему
свету, отдыхать, поправлять здоровье и развлекаться, отдав
ему труд всей своей жизни! Поневоле задаешься вопросом: почему
все, кого мы побеждали в истории России: немцы, турки, японцы,
французы… живут хорошо, а мы, гордые победители… вот так?
За что же мы воевали? А надо ли было? Странные вопросы, да?
Но и нам было чем гордиться. Наши красивые
девушки и женщины! Ей-богу, есть на что посмотреть! С немцами
и турками не спутаешь… Кстати, персонал в отеле, торговцы
на базаре безошибочно определяют, на каком языке к тебе обращаться:
на немецком, русском, французском или турецком. Удивительно,
но факт.
Кстати о базаре. Интернет подсказал, что
торговля для турок - искусство, игра и работа: три в одном.
Так оно и оказалось. Если не торгуешься - мало того, что переплатишь
много, еще и обидишь турецких товарищей. Например, при покупке
текстиля (а он тут хороший), удавалось сбить цену в 2 раза!
Вот так. В магазинах много выходцев из СНГ. Они в основном
доброжелательны, отзывчивы. Видимо, ностальгия. Иногда подсказывают,
помогают торговаться. В магазине познакомились с продавцами
Назирой и Касымом. Они из Киргизии, в Турции на заработках.
Приятные молодые люди.
В номере в основном все понравилось. Единственно,
постиранные вещи сохли очень долго: влажность. Вовремя все
меняли, убирались. Хотя, если подходить предвзято, можно было
найти недостатки. Но мы приехали отдыхать, и старались не
загружаться. Чаевые оставили 3 раза за все время, говорят,
это дело добровольное, и на обслуживании это не очень отразилось.
При выезде заполнили анкету, где записали, что будем рекомендовать
Боран Маре своим друзьям. В целом, отдых удался. Возможно,
собираясь в следующий раз на отдых, снова выберем этот райский
уголок.
Борис
16/06/2006